Яндекс.Метрика

Почему люди верят

pochemy ludi veryat

Почему люди верят фейкам

Современные масс-медиа для раскрутки своих информационных ресурсов активно используют такой прием как распространение «горячих новостей», которые часто обладают сомнительной достоверностью, то есть фейком. Для разоблачения большинства фэйков достаточно провести несложный критический анализ, который не занимает много времени, не требует специальных знаний и доступен обычному человеку. Вместе с тем, феномен фейковых новостей набирает обороты с каждым годом. В основе этого социального явления лежат две ошибки восприятия: эффект предшествования и эффект недавности.

Суть эффекта предшествования заключается в следующем. Человек склонен верить первой информации о событии. Последующие данные воспринимаются им более критично, вплоть до полного их отрицания, причем независимо от объективности. Примером может служить слух о сердечном приступе Стива Джобса в 2008 году, обвалившем акции Apple на 10 %, в результате чего компания потеряла около 5 миллиардов долларов. Никакие опровержения, данные пресс-службой в тот момент, публикой не воспринимались.

Эффект предшествования объясняется особенностью работы нашего мозга, который заносит первичную информацию сразу в долговременную память, что позволяет оперативно принять решение (сформировать мнение) по ситуации. Новые же сведения о том же событии уже менее актуальны для человека. Они поступают в кратковременную память для обработки и поэтому еще не оцениваются мозгом как достоверные. Это обусловлено особенностями эволюционного развития человека. Для выживания нашим предками необходимо было действовать немедленно. Эффект предшествования обоснован экспериментальными данными.

Эффект недавности, напротив, утверждает, что человек наиболее подвержен верить новой информации, поступившей уже после первичного сообщения. И этот эффект также имеет свое практические подтверждение.

Так какой же информации человек верит сильнее: предшествующей или последующей? На первый взгляд приведенные данные свидетельствуют о существующем противоречии. На самом деле это не совсем так. Каждому эффекту соответствуют определенные условия.

Эффект предшествования проявляется в случае, когда противоречащие сообщения разделяет не большой временной промежуток. Для наступления эффекта недавности, между сообщениями должно пройти значительное время.

Таким образом, знание изложенных в статье особенностей работы мозга поможет осознанно подойти к восприятию информации любого типа.

Барановирус и как сохранить психическое здоровье?

Получить микрозайм под 0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *